Сербия, Румыния и скалы

До рождения наших детей у нас было очень много совместных поездок на скалы. Дима занимался и в Москве, я же лазала только на скалах. Когда родилась дочка, он продолжал ездить, но я уже не так часто составляла ему компанию. Тем не менее, когда малышке было три месяца, мы ездили в Гуамское ущелье, а когда ей был год и два, мы ездили в Карелию. Нас, правда, сопровождала бабушка. Поэтому и жизнь в палатке, и еда на костре, и собственно лазание не казались такой уж невыполнимой задачей. В этом году папа снова навострил свои скальники. Причем поездка планировалась не из тривиальных: они с группой 12 человек на машинах должны были выехать из Москвы, добраться до Польши, 2 дня лазать там, потом переехать в Сербию, по дороге переночевав в Венгрии, там тоже отводилось два дня на лазание, после чего еще добраться до Румынии. После чего вернуться обратно. 6 тысяч километров на автомобиле с двумя малышами. Пока это чересчур даже для меня. Но в последний момент, когда ребята уже распланировали все остановки и забронировали отели, мы поняли, что я могу прилететь в Сербию, побыть там с ними, доехать до Румынии (предполагался не слишком большой переезд в 300 км), после чего снова вернуться в Сербию и улететь домой.

У бабушки на этот раз были собственные планы на огород, но я решилась на это приключение. Дима отправился на машине, а мы с малышами через несколько дней прилетели в Белград.

Трехчасовой перелет прошел незаметно. В аэропорту мы дождались папу, оформили машину с автокреслами в прокат и выехали в город Ниш, дорога заняла два с половиной часа. Ульяна спала. Саша немного сопротивлялся, но в итоге тоже уснул. Городок Ниш оказался маленьким и симпатичным. После затяжной московской зимы (а это были майские праздники, между прочим, но в Москве маем и не пахло), было очень приятно оказаться среди цветущих каштанов и сирени. Мы сразу же нашли небольшой парк в центре города, с множеством детских площадок, батутами и электрическими машинками в прокат. Прямо напротив парка Forsquare посоветовал нам отличный ресторан, в котором, как позже выяснилось, была даже большая игровая. Сербы оказались очень дружелюбными, к тому же их язык так похож на русский, что мы с удовольствием болтали с местными собаководами: Саша с радостью знакомился с каждой местной собачонкой.

Наутро мы отправились на скалы. Саша уснул свой первый сон в машине, ехать же пришлось не так далеко. Поэтому мы разделились. Дима с Ульяной и всей группой пошли на сектор, где все и планировали лазать. Я осталась сторожить Сашин сон, условились, что через час Дима вернется за мной, так как дорога к сектору шла через горную речушку.

Как они шли:

Пока Саша спал, я обработала фотографии для инстаграм, порисовала пейзаж перед собой акварелью в альбоме и почитала книжку про воспитание детей. Прошло меньше часа, Саша проснулся. И я решила пойти посмотреть что там за речка и вообще. Собрала в рюкзак все самое необходимое, Сашу посадила в эрго-переноску. С дороги было два спуска к реке - первый менее протоптанный, второй - полноценная тропинка. Я спустилась. Река оказалась бурной, но очень мелкой. В месте, где я к ней подошла, к тому же и не широкой: 2-3 больших шага. Я прихватилась за дерево, нависавшее над речушкой, и оказалась на другой стороне. Далее тропа, которая, правда, в паре мест все же переходила в легкое лазание, привела меня к остальной группе. Знали бы вы, как они удивились, увидев меня! Оказывается, ребята спустились по первой тропинке, в том месте река была шире и глубже. И они переходили ее по поваленному бревну и переход этот, по их словам, был очень сложный.

Потом мне даже удалось пролезть пару трасс. Мы с Димой по очереди оставались с детьми в тени и в дали от падающих камней.

Дети играли, рисовали, пили, ели. Саша понял, что тут далеко не уйдешь и даже не предпринимал попыток к бегству. Уля немного капризничала, особенно, если испытывала какой-то физический дискомфорт, например, когда ей становилось жарко. Она тоже попыталась немного полазать и сказала, что теперь она здесь самая крутая скалолазка.

В районе 3 часов Дима проводил нас к машине, а сам вернулся к группе. Мы с малышами перекусили мороженным, Саша снова уснул. Потом мы заехали в отель, привели себя в порядок и отправились пешком исследовать местную крепость. После прогулок по скалам такие городские путешествия кажутся на удивление легкими. Катались на паровозике, ели леденцы, заглядывали в витрины магазинов с игрушками. Поужинали в модном ресторане на берегу реки. В 9 вечера спали в номере.

Второй день прошел примерно так же. Правда, сектор, в который на этот раз отправилась наша группа, располагался в очень живописном месте. Скалы нависали огромным козырьком, под ним бежала все та же речушка, но в этом месте спокойная и прозрачная, через нее перекинулся горбатый мостик. На лужайке стояли столы и скамейки. Мы рисовали, ели купленную по дороге клубнику, вылавливали Сашу из речушки. Да и машину можно было поставить прямо перед этой лужайкой. Вот только все трассы там были слишком сложными. Поэтому пролезла я всего одну, да и то через дорогу от этого места. Потом мы снова вернулись в город, пообедали и исследовали детские площадки, которые в этом вроде бы европейском городке, напоминают всем своим видом о советском прошлом. Кстати, единственную травму за всю такую вполне экстремальную поездку я получила как раз на такой «железной» детской площадке, ударившись, что было силы о качели. Синяк с коленки сходил недели три.

В Румынии все оказалось не так просто. Мы довольно быстро доехали туда, любуясь просторами Дуная и его притоков. Местечко Baile Herculane, расположенное неподалеку от границы с Сербией, оказалось забытой богом и правительством этой страны дырой. Это несмотря на уникальное природное место. Место находится на высоте всего 120 метров над уровнем моря, при этом количество содержащихся в воздухе отрицательно заряженных частиц соответствует высоте 2000 метров. Все благодаря 20 термальных источникам, которые выходят здесь на поверхность. Первый санаторий был открыт там еще в 106 году нашей эры. Но сейчас место пришло в полный упадок. Шикарные строения старинных курортов, украшенные изысканной лепниной, полуразрушены. Потрескавшаяся штукатурка на их фасадах говорит о том, что никому нет дела до этого места. Тем не менее термальных ванны - небольшие бассейны, вылитые из бетона - полны старичков и старушек. Которые, правда, вынырнув сразу прикуривают сигаретку. На рынке, где были россыпи изделий из полудрагоценных камней, мы повстречали русских бабушек. Они услышали, как Ульяна выпрашивает себе очередной розовый браслет и подошли знакомиться. Приезжают каждый год из Калифорнии, оздоравливаться. Уже 12 лет подряд! Очень довольны.

На площади бьет источник. Поутру к нему съезжается много машин, видно, что горожане запасаются минеральной водой основательно, набирая по 20-30 пятилитровых баллонов.

Списавшись с какими-то скалолазами на форуме, ребята выяснили, в какой из гостиниц можно купить местный скалолазы гайд-бук (книжечка, в которой есть описание секторов и трасс). Мы отправились в горы. Утром прошел дождь. Было прохладно и ветрено. Подход к скалам оказался не простым, нужно было подняться в гору, на высоту около 200 метров по мокрой земле с сыпучими камнями. Сашу я снова несла на себе в переноске, Уля шла сама. Чтобы хоть как-то отвлечь ее от тяжелой дороги, мы придумали квест. Тропа была обозначена большими крестами. Уле нужно было сосчитать их все. Мы шли минут сорок.

Конечно же очень устали и с ужасом думали про обратную дорогу. Уля вскоре проголодалась и даже разнообразные печенья плохо помогали. Тем не менее с удовольствием покаталась на скальных качелях. Это когда кто-то пролезает трассу с нависанием, и оставляет веревку. Ребенок надевает систему и ввязывается в эту веревку. Ему нужно немножко пролезть, чтобы оказаться чуть выше земли. После этого он повисает. Амплитуда у таких качелей получается очень большая и дети с удовольствием на них качаются. А все взрослые завидуют.

Несмотря на усталость, Уля согласилась пролезть еще и легкую трассу. В какой-то момент ее нога застряла в щели, она испугалась и сильно кричала. Кто-то из скалолазов отметил, что она просто капризная девчонка. Я промолчала, но подумала, что посмотрела бы на любую другую девчонку в такой ситуации. Она настоящий маленький герой, которая хоть и вопит чуть что, но не боится идти вперед.

Спуск был большим испытанием для папы. Уля, конечно же изо всех сил просилась на ручки. Но кресты и рассказы отвлекали ее. Хуже было то, что камни сильно сыпались и Уля постоянно соскальзывала. Диме приходилось крепко держать ее и постоянно напоминать, что нужно стараться не скользить вниз. Уля тем временем продолжала ныть. Я лично себе в таких ситуациях говорю, что ребенок не виноват, что его сюда затащили. Поэтому те, кто виноват, должны спокойно все выслушивать и по возможности пропускать мимо ушей. С горем пополам мы спустились. Я пролезла только одну, хоть и очень длинную трассу.

На следующий же день мы отправили папу на скалы одного, а сами накупались в бассейне и обошли все развалины, накупили сувениров. Послушали флейтиста у источника. Взяли себе веточку сирени. Потом забрали папу, вместе пообедали и отправились в обратный путь. Все 3,5 часа до Белграда дети спали. А мы любовались Дунаем и вдыхали аромат сирени. На следующий день мы еще нагулялись по городу, отметили вместе с Сербами день победы. Купили по этому поводу новых куколок. Дошли до местной крепости. Поддержали бабулек, торгующих вязанными салфетками и совершенно счастливые отправились в аэропорт.

Такая небольшая, необычная и очень насыщенная поездка. Я уже мечтаю вновь отправиться на скалы. Интересно, куда занесет нас на этот раз?